2. Промышленное производство железнодорожных моделей.

Возникшие на пороге XX века в ряде стран мелкие ремесленные предприятия, выпускавшие примитивные железнодорожные игрушки, вскоре вырастают в крупные фирмы по производству моделей железных дорог, так как спрос на их продук­цию сразу оказался большим.

Первоначально в качестве двига­телей железнодорожных моделей-игрушек применялись пружинные приводы, а также оригинально уп­рощенные паровые машины. С раз­витием электротехники эти приводы заменили на микроэлектродвигатели, которые позволили управлять мо­делью локомотива на расстоянии. Постепенно внимание изготовителей, сосредоточенное на механической надежности игрушечных железных дорог, распространяется и дальше, так как покупателя все больше на­чинает интересовать сходство моде­лей-игрушек с определенными паро­возами, вагонами и т. п. Таким обра­зом, появляется игрушка-копия, которая становится не столько игрушкой, сколько миниатюрной моделью с прецезионным механико-электрическим устройством, повто­ряющей по своему образу и подобию настоящий конкретный тип локомо­тива или вагона.

В Европе наибольшую извест­ность в первой половине XX века при­обретают фирмы „Marklin", „Fleisch-mann", „Rivarossi" и др. Их про­дукция пользовалась спросом, по­могала любителям моделей лучше разобраться в технике, способство­вала развитию промышленного про­изводства миниатюрных железных дорог. Предприятия, создающие же­лезнодорожные модели, постоянно совершенствуют технологию, исполь­зуют новейшее специальное обору­дование, новые искусственные ма­териалы, тонкое литье под давлением и т. п., что сказывается на тен­денциях в развитии любительского моделизма. Так, например, если в 20-х и 30-х годах были распро­странены масштабы моделей 1:32 и 1:45, то к концу 40-х годов их почти полностью вытеснил масштаб 1:87. К началу 60-х годов стал пользо­ваться популярностью масштаб 1:120, а в последние годы появились хорошо выполненные модели в мас­штабе 1:160 и 1:220.

В предвоенные годы в Советском Союзе электрические железные до­роги-игрушки выпускал серпухов­ской завод «Пресс». Качество этих игрушек по тем временам было весьма высоким и по своему виду они приближались к модельному классу изготовления. Появление этих дорог способствовало привлечению широкого круга школьников, а также взрослых, не равнодушных к желез­нодорожному транспорту, к инте­ресному занятию — строительству моделей подвижного состава, дейст­вующих макетов железных дорог. Этому увлечению во многом помогал в середине и конце 30-х годов журнал «Знание — сила», который время от времени публиковал статьи, расска­зывающие, как, пользуясь деталями завода «Пресс», можно построить новую модель паровоза, электровоза и т. п. Эти дороги выпускались с электродвигателями переменного то­ка напряжением 12 В для колеи шириной 45 мм; токопроводящая система — трехрельсовая. Были вы­пущены двухосный паровоз и двух­осный электровоз, около 10 видов грузовых вагонов и один четырех­осный пассажирский вагон (рис. 2, а).

Выпуск профилированных рельсов для этой дороги говорил о попытке приблизить их внешний вид к настоящим рельсам. Производ­ство изделий заводом «Пресс» в предвоенные годы позволило многим любителям почувствовать радость домашнего технического творчества на железнодорожную тему.

В послевоенные годы наша про­мышленность, продолжая начатое в 30-х годах промышленное производ­ство игрушечных железных дорог, выпускала электрическую железную дорогу с шириной колеи 32 мм, со­стоящую из локомотива, нескольких грузовых и пассажирских вагонов, рельсового круга, двух стрелочных переводов (рис. 2, б). Подходя с тре­бовательными мерками к оценке этой дороги, следует отметить, что и локо­мотив, и вагоны все-таки оставались больше игрушками и в меньшей сте­пени моделями. Однако нужно отдать должное нашей промышленности, которая сумела наладить массовое производство детских железных до­рог в напряженные годы окончания послевоенного восстановительного периода. Появление на прилавках магазинов «Пионерской» железной дороги (таково было ее торгово-рекламное название) вновь обратило любительский интерес к моделям железных дорог.

Таким образом, еще в конце 30-х и начале 50-х годов у нас в стране были сделаны первые попытки соединения промышленного про­изводства моделей с индивидуаль­ным техническим творчеством. Это направление получило свое даль­нейшее развитие, чему способство­вало появление на нашем внутрен­нем рынке промышленных моделей железных дорог производства ГДР. Под влиянием возрастающего ин­тереса широкого круга любителей моделей железных дорог ряд пред­приятий налаживает процесс про­мышленного производства моделей-копий отечественного подвижного состава.

Уже выпущена опытная партия модели железной дороги в масштабе 1:87, состоящая из паро­воза серии Ов, двух пассажирских двухосных вагонов пригородного сообщения, рельсового круга и блока управления (рис. 3). Производствен­ные чертежи моделей паровоза и вагона составлены по заводским альбомам. Модель паровоза приво­дится в движение электродвигателем постоянного тока напряжением 12 В.

 


 

Хостинг от uCoz