Назад

Содержание

Дальше

 

Глава VI

 

ПИЛОТИРОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ-КОПИЙ

3. Пилотирование радиоуправляемой модели-копии планера

Первый регулировочный полет модели планера необходимо выполнить без включения аппаратуры и обязательно с рук. При установленных в нейтральное положение рулях модель должна лететь без кренов и разворотов, плавно снижаясь. Если все это есть, то следующий полет, тоже с рук, можно выполнить с включенной аппаратурой. Выпустить ее в воздух должен помощник, а "пилот" небольшими движениями ручек - управлять. Модель под действием сигналов плавно выполняет отдельные повороты влево и вправо. Крен на поворотах должен быть, возможно меньшим, не грозящим входом модели в спираль. Управление производится быстрыми, но не резкими движениями руки и на пульте управления.

Убедившись, что модель, запущенная с рук, летит и управляется нормально, можно затянуть модель на леере. При определенном навыке можно обойтись одним помощником, который бежит с леером, а "пилот" выпускает модель и сразу же начинает управлять ею. При скорости ветра 8-10 м/с и центровке модели 35-40% САХ почти не приходится пользоваться рулем высоты, и основное внимание уделяется исправлению крена и выдерживанию направления. Но при слабом ветре "пилоту" приходится помогать затягивать модель движением ручки руля высоты на себя. При этом нужно удерживать прямолинейный набор высоты без кренов, строго следить, чтобы не сильно "задрать" модель и не сорвать ее с леера раньше времени. После отцепления модели от леера ввести модель в левый разворот и вывести на себя.

При полете по прямой по ветру, не трогая ручек управления, убедиться, что модель летит прямо и не имеет тенденции к разворотам и кренам, затем развернуть модель против ветра и также, не трогая ручек, убедиться в нормальном полете. Важно в обоих случаях вывести модель строго по ветру и против ветра, так как полет модели под углом к ветру вызовет произвольный ее разворот, что можно ошибочно принять за неверную регулировку.

Если же модель в строгом полете по ветру и против ветра имеет тенденцию к крену и разворотам, то после посадки необходимо внести соответствующие поправки в установочные углы рулей. При левом развороте немного опустить левый элерон, при правом - правый. В обоих случаях надо убедиться в нейтральности руля поворотов.

После каждой регулировки установочных углов рулей необходимо сделать еще полет, чтобы убедиться в правильности внесенных изменений. Если же регулировками не удается устранить тенденцию к разворотам, необходимо обратить внимание на перекосы крыла и симметрию по массе половин крыла.

Когда модель отрегулирована в прямолинейном полете, ее регулируют на разворотах, для чего в одном из полетов вводят модель в разворот с креном не более 30╟. Правильно отрегулированная модель при отсутствии управления должна устойчиво продолжать выполнение спирали и выйти из нее только после обратного действия ручками управления.

Если на спирали модель стремится к увеличению угла снижения, после посадки необходимо центровку сделать более задней. Полет по спирали можно считать нормальным, если модель постепенно увеличивает угол снижения, и чтобы уменьшить его, достаточно лишь изредка влиять рулем высоты. Если спираль выполняется с креном более 30╟, рулем высоты необходимо работать более осторожно, отдавая предпочтение уменьшению крена, так как при уменьшении угла снижения рулем высоты модель может сорваться в штопор.

Когда модель отрегулирована в прямолинейном полете и на спиралях, можно считать регулировку оконченной.

Лишь прочно овладев навыками управления при взлете, посадке и разворотах, можно приступать к выполнению отдельных фигур. При наличии многоканальной пропорциональной аппаратуры, модели планера практически доступно большинство фигур, выполняемых моделью самолета.

Во время пилотирования модели планера необходимо помнить, что планер во время должен иметь запас скорости, а это создается углом планирования. В противном случае потеря скорости грозит, если не срывом модели в штопор, то клевком вниз, после которого может не хватить высоты для выхода из пикирования.

Техника затягивания модели-копии планера с леером довольно сложная, поэтому отрабатывать ее надо с постоянными помощниками, пользуясь определенными условными сигналами для координации действий. При слабом ветре затянуть в воздух модель-копию современного планера одним помощником, бегущим с леером, без всяких приспособлений почти невозможно. Дело в том, что современные планеры, хотя и имеют хорошие аэродинамические качества, но в то же время отличаются довольно высокой скоростью.

На практике применяют много способов затягивания модели-копии планера. Рассмотрим некоторые из них.

Первый способ (рис. 93) применяют, когда ветер достаточен для буксировки планера без приспособления. Леер растягивают на полную длину строго против ветра. Первый помощник прицепляет леер к модели и держит модель над головой с небольшим углом вверх. Второй помощник держит леер за второй конец. "Пилот" включает бортовую аппаратуру и передатчик, проверяя действия рулей. По команде "Приготовиться" второй помощник натягивает леер, следя за тем, чтобы он не цеплялся за траву. По команде "Пошел" оба помощника бегут с натянутым леером. Когда первый помощник почувствует, что планер рвется из рук, плавно выпускает планер без крена, а "пилот" рулем высоты увеличивает угол полета. С набором высоты модель переводится в горизонтальный полет, и как только она подлетит к точке над вторым помощником, подается команда на отцепку планера от леера.


Рис. 93. Затягивание планера при сильном ветре

В процессе затягивания второй помощник должен выдерживать определенный ритм. В начале затягивания ему необходимо бежать быстро, но с набором максимальной высоты скорость бега должна уменьшиться, натяжение леера при этом ослабевает и наступает момент отцепки.

Второй способ (рис. 94) применяют, когда ветер очень слабый или когда модель современного планера требует большой скорости затягивания, а бегущий помощник не может этого обеспечить. При наличии двух помощников поступают следующим образом: растягивают зацепленный за модель леер на полную длину и второй конец укрепляют к штырю, вбитому в землю. Второй помощник зацепляет за леер специальный блок, представляющий собой ручку с роликом, и, натянув леер, по команде "Старт" начинает разбег. Первый помощник и "пилот" действуют так же, как и в первом случае. Блок увеличивает скорость вдвое по сравнению со скоростью бега помощника. Однако существенный недостаток этого способа заключается в том, что невозможно затянуть модель на полную длину леера (правилами она ограничена), значит, высота отцепления будет меньше.


Рис. 94. Затягивание при слабом ветре с использованием блока

Третий способ применяют при желании затянуть модель на полную длину леера. При этом способе требуется третий помощник, который в начале затягивания стоит на месте, держа в руках второй конец леера (рис. 95). По мере разбега второго помощника, набора высоты и увеличения скорости полета модели начинает бежать и третий помощник, соразмеряя свою скорость так, чтобы не ослаблялось натяжение леера. К моменту набора моделью максимальной высоты третий помощник должен приблизиться ко второму, что соответствует полной вытяжке леера.


Рис. 95. Затягивание блоком с привлечением дополнительного помощника

"Пилот", удерживая модель от кренов, сохраняет прямолинейность набора высоты и помогает выдерживать необходимую траекторию полета рулем высоты. Первые несколько секунд после отцепки модели от леера необходимо удержать модель в планирующем полете строго против ветра, при необходимости регулируя полет триммерами, затем приступить к выполнению программы полета.

Фигуры полета для соревнований надо отрабатывать последовательно, сначала каждую отдельно, а затем в полном комплексе. В процессе тренировок надо точно определить время снижения модели в результате выполнения комплекса фигур, с тем чтобы его хватало на все запланированные фигуры и еще остался запас высоты для расчета, захода на посадку и посадки. Иногда высоты не хватает на все желаемые фигуры и приходится сокращать комплекс, подбирая фигуры так, чтобы продемонстрировать максимум возможностей модели.

Разберем некоторые фигуры, выполняемые радиоуправляемой моделью-копией планера. Первое, о чем никогда нельзя забывать при пилотировании модели планера, это наличие постоянного запаса высоты и скорости. Если выполняется комплекс фигур, надо еще на земле заранее продумать их последовательность, чтобы в конце каждой фигуры высота была достаточной для выполнения следующей.

Развороты при установившемся планировании против ветра отклонением ручки элеронов ввести модель в разворот. Когда крен достигнет 15-20╟, отпустить ручку элеронов в нейтраль, а рулем высоты поддерживать стремление модели увеличить угол планирования. Модель будет плавно разворачиваться с небольшим снижением. Вывод из разворота осуществить обратными действиями ручек управления.

Боковое скольжение. Если при расчете на посадку ясно, что модель приземлится с перелетом и еще есть запас высоты, можно применить боковое скольжение для потери высоты и уточнения расчета. Этот прием продемонстрирует дополнительные возможности модели, но его можно применять и как самостоятельную фигуру. Для того чтобы произвести скольжение в левую сторону, необходимо, сохраняя угол планирования, ручкой руля направления отвернуть нос модели вправо на 15-20╟ и в то же время ручкой элеронов создать левый крен на 15-20╟. При этом прямолинейность снижения сохранится, а угол и глиссада планирования за счет бокового сопротивления фюзеляжа увеличатся и будут круче. Для вывода модели после выполнения фигуры достаточно отпустить ручки в нейтраль. Так же выполняется скольжение в правую сторону, но действия ручками будут обратные.

Спирали с креном 30-45╟. Модель в крутую спираль вводят так же, как и в обычный разворот, но перед этим необходимо небольшой отдачей ручки руля высоты увеличить угол планирования. Во время спирали надо небольшими движениями ручек в обратную сторону удерживать модель от тенденции увеличить крен и угол снижения. Чтобы вывести модель из спирали, надо сначала уменьшить крен, а затем ручкой руля высоты установить нормальное планирование.

Петля. Для данной фигуры необходим избыток скорости, для чего перед вводом надо модель разогнать, увеличив угол планирования. После набора достаточной скорости, удерживая модель без кренов, плавно, но энергично взять почти полностью ручку руля высоты на себя. В верхнем положении (когда модель окажется на спине) отпустить ручку в нейтраль, а затем опять взять на себя: модель со спины будет переходить в пикирование. В вертикальном положении модели ручку взять на себя больше и перевести в нормальное планирование, затем отдачей ручки от себя зафиксировать угол планирования.

Полет на спине. В нормальном планировании без кренов энергично элеронами привести модель в положение на спине, зафиксировав его движением ручки элеронов в обратную сторону и отпустив ее в нейтраль. Угол планирования на спине будет больше, чем в нормальном полете, и его необходимо поддерживать рулем высоты. Через 6-10 с элеронами перевести модель в нормальное планирование.

Переворот через крыло. В нормальном планирующем полете энергично элеронами перевести модель в полет на спине и зафиксировать ее в этом положении. Движением ручки руля высоты на себя ввести модель в пикирование с последующим переводом в нормальное планирование в обратном направлении.

Поворот на горке. Увеличив угол планирования, разогнать модель. После набора скорости энергичным движением ручки руля высоты на себя перевести модель в крутой набор высоты под углом 70-80╟. Модель начнет терять скорость. Перед тем как она зависнет в верхней точке, ручкой руля направления создать ей вращательное движение вокруг вертикальной оси, удерживая элеронами от крена. Когда модель окажется в вертикальном положении носом вниз, отпустить ручку руля направления в нейтраль, дать модели в пикировании набрать скорость и плавным движением ручки руля высоты на себя перевести ее в нормальное планирование в обратном направлении.

Бочка. Если планер достаточно скоростной, то выполнение этой фигуры не представляет особого труда. Увеличив угол планирования, нужно разогнать модель. Быстрыми движениями сначала взять немного ручку руля высоты на себя, а затем энергично полностью перевести в сторону ручку элеронов и в ту же сторону ручку руля направления. При положении модели на спине коротким движением немного отдать от себя ручку руля высоты, а затем опять взять на эту же величину на себя. При подходе модели к нормальному планированию зафиксировать его, отпустив ручки в нейтраль. При достаточной скорости бочка получается в горизонтальной плоскости.

Здесь были разобраны наиболее часто применяемые фигуры пилотажа радиоуправляемого планера. Кроме разворотов и спиралей, выполнение остальных фигур возможно лишь при многоканальной аппаратуре управления.

Посадка. Как правило, посадка модели планера производится против ветра, но иногда в вынужденных условиях можно довольно хорошо посадить модель и по ветру. Посадке предшествует расчет, который зависит от ветра и умения "пилота" так завести модель, чтобы она приземлилась в нужной точке. Для того чтобы это усвоить, надо зрительно запомнить глиссаду планирования и мысленно представлять высоту снижения на определенном отрезке пути. Когда модель выведена против ветра и уже приближается к земле, необходимо плавно подбирать ручку руля высоты на себя, чтобы модель без кренов коснулась земли посадочной лыжей.

При наличии на модели воздушных тормозов их можно применять для расчета на посадку. Это будет демонстрацией механизации и позволит приземлить модель в нужной точке.

 

 

Хостинг от uCoz