Назад

Содержание

Дальше

Глава IV

 

ИЗГОТОВЛЕНИЕ МОДЕЛЕЙ-КОПИЙ

2. Радиоуправляемые модели-копии самолетов. Класс F-4-C

Модели-копии, управляемые по радио, относятся к наиболее сложному классу летающих моделей, который требует не только опыта постройки моделей других классов, но и хороших знаний аэродинамики и радиотехники. Для изготовления таких моделей и овладения техникой их пилотирования требуется более продолжительное время. Большой объем работы над такой моделью порой порождает страх у моделиста загубить свой труд в первой же попытке поднять ее в воздух. Поэтому постройка и особенно овладение техникой пилотирования требуют коллективного труда.

Если моделист ни разу не поднимал в воздух радиоуправляемую модель, не следует делать это самостоятельно.

Целесообразно вначале построить простую по схеме модель, с помощью опытного моделиста научиться пилотировать ее, а уж потом приступать к постройке модели-копии. Лучше всего начать овладение пилотированием с радиоуправляемой модели планера или мотопланера. Различных схем моделей такого класса в литературе опубликовано достаточно. Все они хорошо летают. Надо лишь выбрать наиболее простую схему с применением недефицитных материалов и, затратив не слишком много времени и труда, построить, а затем и научиться пилотировать ее. После того как моделист научится в совершенстве управлять простейшей радиомоделью, ему следует усложнить себе задачу: построить пилотажную модель и научиться выполнять хотя бы несколько фигур высшего пилотажа. И даже в этом случае не следует браться сразу проектировать и строить очень сложную, начиненную всевозможной механизацией, модель-копию. Лучше следовать от простого к сложному.

Каковы же особенности проектирования и постройки радиоуправляемой летающей модели-копии? Во-первых, если для управления кордовой моделью вполне достаточно одного руля высоты, то для радиомодели этого очень мало. Если же и возможно построить модель с одним задействованным рулем (как правило, это руль поворота), то возможности хорошего полета будут весьма ограничены и выбирать для этого придется очень простой прототип, устойчивый и неприхотливый. При выборе более сложного прототипа появляется необходимость задействовать не только все рули (руль поворота, руль высоты и элероны), но и управление оборотами мотора. А прототипы с различной механизацией (уборка шасси, щитки и т.п.) потребуются применения дополнительных каналов управления.

Таким образом, при выборе прототипа для копирования под летающую модель, управляемую по радио, в первую очередь необходимо учесть свой опыт и возможности имеющейся радиоаппаратуры.

Очень простые по схеме модели-копии иногда можно пилотировать с помощью двух-четырехканальной дискретной аппаратуры. Но не каждому интересно строить самые простые модели. Большинство моделистов хочет построить модели, прототипы которых были бы скоростными и маневренными, выполняющими фигуры высшего пилотажа. Здесь явно необходимо иметь пропорциональную аппаратуру с возможностью задействования всех рулей и управления двигателем. А если кто захочет построить более сложную модель, имеющую механизацию (убирающееся шасси, работающие закрылки, сбрасывание "бомб" и т.д.), то для управления каждой механизацией на аппаратуре должен быть задействован отдельный радиоканал. Поэтому первое, на что необходимо обратить внимание, это количество каналов управления у имеющейся радиоаппаратуры.

Именно каналов, а не команд, так как в современной пропорциональной аппаратуре по одному радиоканалу можно управлять полным движением одного руля (или механизма) от крайних положений до любых промежуточных.

Так, например, руль поворота может отклоняться влево или вправо, но управление им идет по одному радиоканалу, т. е. при отклонении ручки управления на передатчике вырабатывается определенный сигнал, который в приемной части преобразуется в соответствующее направление движения рулевой машинки. Необходимо соблюдать правило: во всех случаях один канал аппаратуры требует одного органа управления на модели.

Когда говорят о канале аппаратуры, имеют в виду действие, передаваемое по нему. Например, четырехканальная аппаратура обеспечивает управление элеронами (крен влево и вправо), рулем высоты (вверх и вниз) и оборотами двигателя (больше и меньше), при этом имеются в виду и любые промежуточные положения всех агрегатов.

Каждая рулевая машинка после снятия команды возвращается в нейтральное положение, но такой возврат не является функцией самой рулевой машинки. Возврат происходит только потому, что ручка управления на передатчике, будучи отпущенной, под действием возвратной пружины возвращается в нейтральное положение. В секторе газа такой возврат нежелателен и поэтому ручка газа на передатчике не имеет возвратной пружины или имеет зубчатый сектор, позволяющий задерживать ручку, а следовательно, и рулевую машинку в желаемом положении. Все типы пропорциональной аппаратуры имеют триммерные устройства. Триммер на передатчике - отдельная ручка, электрически или механически связанная с основной ручкой и позволяющая изменять нейтральное положение рулевой машинки в полете для обеспечения необходимой балансировки модели.

При выборе прототипа для радиоуправляемой модели руководствуются теми же принципами, что при выборе прототипа для кордовой модели, а также общими рекомендациями. Но в разработке и конструировании модели есть свои особенности, без учета которых невозможно достигнуть хороших результатов. Первое, на что надо обратить внимание, - это размеры модели. У радиомодели-копии они больше, чем у кордовой, а это приводит к увеличению массы.

При определении массы и нагрузки на единицу площади для радиомодели надо учесть, что модель должна быть не только прочной, но и достаточно легкой, чтобы хватило мощности имеющегося двигателя для нужного полета. Необходимо учесть и то, что на модели придется разместить радиоприемник, рулевые машинки и бортовое электропитание, а это все обладает значительной массой. Если по предварительным подсчетам полетная масса модели должна быть 4 кг при нагрузке 75 г/дм2, а масса бортовой радиоаппаратуры составляет 500 г, двигателя - 350 г, бачка с горючим - 400 г, то на конструкцию модели остается 2750 г. Поэтому-то при постройке модели-копии на современном уровне обычно и не обходятся без применения такого материала, как бальза.

Какую схему прототипа предпочесть при выборе? Все зависит от вкуса, опыта и умения моделиста. В последнее время на крупных соревнованиях можно видеть модели-копии очень разнообразных схем - бипланы и монопланы, одно- и двухмоторные, исторические и современные, пилотажные и непилотажные - одинаково хорошо летающие. В условиях соревнований все моделисты находятся в равном положении, и все модели оцениваются по одной системе, но есть в этой системе отдельные пункты, которые учитывают также сложности в изготовлении и пилотировании моделей. Поэтому, выбирая прототип для спортивной модели, необходимо хорошо знать систему оценок модели и программу соревнований.

Для малоопытного моделиста предпочтительнее схема прототипов моноплана с верхним расположением крыла, а для опытного, построившего не одну модель и умеющего выполнять фигуры высшего пилотажа, практически подходит любая схема прототипа. При выборе прототипа надо точно знать и учитывать его летно-технические данные. Ведь при проектировании и изготовлении модели придется добиваться, чтобы она была такой же маневренной, выполняла такие же эволюции, ее скорость должна обеспечивать устойчивый и хорошо управляемый полет.

Критерием оценки летных качеств модели может служить нагрузка на единицу несущих плоскостей. При нагрузке не более 75 г/дм2 можно сказать, что на модели можно выполнить большинство фигур высшего пилотажа, если прототип - пилотажный самолет. При определении устойчивости и управляемости модели относительно прототипа необходимо учитывать, что модель всегда будет более устойчивой и более чувствительной к отклонениям рулей (более управляема).

Модель копирует прототип в определенном масштабе и все моменты в соответствии с масштабом будут меньше и действуют на меньших плечах. Но угловая скорость перемещения модели вокруг центра вращения у модели будет значительно больше. Зрительное восприятие отклонения модели и, следовательно, обработка информации и ответные действия имеют некоторое запаздывание. Значит, время реакции человека от момента, когда модель отклонилась: до поступления на борт сигнала и выполнения моделью команды, данной "пилотом", должна быть очень кратким, чтобы выдерживался заданный режим полета. Запаздывание приводит к усугублению отклонения (или неустойчивости), поэтому радиомодель должна быть более устойчивой, чем, скажем, кордовая модель, и овладение техникой ее пилотирования требует большего времени.

В то же время модель должна хорошо реагировать на отклонения рулей (хорошо управляться). Бывает так, что плечи рулевых качалок на модели-копии хотя и сделаны в нужном масштабе, но не удовлетворяют этим требованиям. В таком случае можно отступить от принципа масштабности. Хорошо, если эти качалки скрыты в конструкции, то есть не видны, и можно, не боясь нарушить их точное подобие, изменить соотношение плеч качалок, но иногда приходится ставить переходную качалку, чтобы сохранить внешний вид качалки руля и добиться нужной величины отклонения руля. В современных радиомоделях ход рулевых машинок при секторных конструкциях выходных качалок составляет с 45╟, а при реечных с12-15 мм. Учитывая это, системы рычагов на модели конструируют так, чтобы рули отклонялись на те же величины, что и у прототипа.

Особое значение для радиомодели приобретает центровка. Ее необходимо сохранить такой же, как у прототипа, или изменить в сторону, улучшающую пилотирование (обычно центровку перемещают вперед). У исторических прототипов часто центровка была в пределах 40-45%, а иногда и до 50%. Такие самолеты неустойчивы и строги в управлении. При постройке модели желательно центровку сделать более средней при условии, что центр тяжести не будет впереди оси шасси при двухколесной схеме с хвостовой опорой.

Имея значительную массу, бортовая аппаратура не только увеличивает общую массу модели, но и расположение центра тяжести модели. В каком-то диапазоне размещением аппаратуры можно регулировать расположение центра тяжести, если это позволяет объем модели. А чаще всего бывает так, что аппаратуру можно разместить лишь в одном определенном месте, иначе она либо портит интерьер кабины, либо мешает размещению других агрегатов. Кроме того, стоимость аппаратуры довольно высока. Поэтому ее помещают в специально усиленные отсеки, позволяющие предотвратить повреждения аппаратуры даже при довольно значительных поломках модели.

Но нельзя сильно разносить по модели отдельные ее агрегаты (приемник, рулевые машинки, электропитание), так как это удлиняет соединительные проводники, ухудшает работы аппаратуры, а иногда приводит к отказу модели и, значит, к аварии. Целесообразнее располагать все агрегаты компактно, ближе к центру тяжести.

Для радиоаппаратуры вредны вибрации, возникающие в результате работы двигателя. Поэтому приемник обычно обертывают поролоном и помещают в контейнер или отсек. Рулевые машинки тоже размещают на эластичной основе и крепят винтами, проходящими через специальные резиновые подушечки-амортизаторы (рис. 66).

Рис. 66. Крепление рулевой машинки:
1 - рулевая машинка; 2 - резиновые прокладки; 3 - винты крепления; 4 - фанерная рама

Аппаратура требует частого осмотра и контроля, поэтому к ней должен быть свободный доступ без радикальной разборки модели. Необходимо исключить попадание на аппаратуру горючего и выхлопных отходов, а также влияния температуры работающего двигателя.

Фюзеляж радиомодели в конструктивном отношении имеет очень много общего с кордовыми моделями, но есть и свои особенности. В связи с тем, что радиомодели отличаются довольно большими размерами, усложняющими транспортировку, их делают разборными. Отъемным обычно делают крыло. При разработке и изготовлении фюзеляжа надо обратить внимание на крепление отъемного крыла. При сборке и разборке система крепления не должна занимать много времени и в то же время должна быть надежной. Поскольку при поломках чаще всего страдает крыло, можно предусмотреть такое его крепление, чтобы при определенном ударе оно могло отделиться. Это привело бы к уменьшению количества поломок и уменьшению их сложности. Наибольшее распространение, как отвечающее данному условию, получило такое крепление крыла: в носке крыла устанавливаются один-два деревянных штырька, а в районе задней кромки один-два пластмассовых винта М-6 (рис. 67 и 68). При этом крыло достаточно прочно соединено с фюзеляжем, а при ударе одной консолью о препятствие пластмассовые винты срезаются, крыло отделяется от фюзеляжа и меньше ломается.


Рис. 67. Крепление крыла:
1 - деревянный штырек; 2 - пластмассовый винт


Рис. 68. Крепление крыла:
а, в - одним винтом; б - двумя винтами

При разработке и изготовлении фюзеляжа необходимо уделить внимание местам прохождения тяг управления рулями. При значительных размерах модели эти тяги могут быть довольно длинными, а это увеличивает массу модели. Тяги должны быть легкими, но в достаточной мере прочными.

Наибольшее распространение получили комбинированные тяги: в местах крепления к качалкам и рулевым машинкам используется металл (проволока 1-1,5 мм), а в промежутках - липа или плотная бальза квадратного или круглого сечения. Предпочтение надо отдать бальзовым тягам. При ударе они чаще ломаются, но зато спасают от поломки рулевые машинки.

Иногда не удается сделать тяги напрямую от рулевой машинки до руля. В этих случаях делают переходные качалки, но надо помнить, чем больше шарниров, тем больше люфтов (рис. 69 и 70). Тяги от рулевых машинок к рулям не должны тереться друг о друга и о конструкцию, перекрещиваться между собой и упираться во что-либо в крайних положениях. Крепления тяг к рулевым машинкам и качалкам рулей должны обеспечивать легкий ход с минимумом трения, без заеданий и перекосов. Самопроизвольное отсоединение тяг должно обеспечивать быстрое отсоединение тяг от рулевых машинок или качалок при их замене. Во время движения тяги не должны нагибаться. Длинные тяги желательно пропускать в промежуточных скользящих опорах, что устраняет их вибрацию.


Рис. 69. Передача движений от рулевой машинки на руль высоты


Рис. 70. Тросовое управление рулем поворота

Наиболее сложная система управления тяг в управлении элеронами. Обычно не удается пропустить тягу напрямую, поэтому устанавливают переходные качалки. В этих случаях тяги делают комбинированными; от машинки к переходной качалке - из бальзы с проволочными наконечниками, а от качалки до руля - из проволоки (рис. 71). Здесь важно продумать такую конструкцию и установку переходных качалок, чтобы действие рулевой машинки было направлено на нужное отклонение элеронов. Современные рулевые машинки обладают довольно большим усилием на выходе, тем не менее, шарниры подвески рулей и все промежуточные шарниры должны иметь наименьшее трение. Например, отсоединенный от рулевой машинки руль высоты должен свободно "падать" под действием собственной силы тяжести.


Рис. 71. Управление элеронами

На соревнованиях подлежит оценке оборудование кабины модели-копии. Если на кордовых моделях это не представляло большой сложности, то при разработке радиомодели часто наиболее рациональный вариант расположения аппаратуры нарушает интерьер кабины. Здесь представляется широкая возможность проявить изобретательность. Один из возможных вариантов показан на рис. 72. Были такие случаи, когда моделисты, для того чтобы сохранить целостность интерьера кабины, помещали приемник в фигурку пилота.

Рис. 72. Размещение оборудования на радиомодели-копии:
1 - бачок для горючего; 2 - приемник; 3 - бортовое электропитание; 4 - рулевая машинка газа; 5 - рулевые машинки высоты и поворота; 6 - рулевая машинка элеронов

Расположение двигателя, бачка для горючего и всей системы питания двигателя горючим в принципе такое же, как на кордовых моделях. Особенность заключается в том, что на радиомоделях обычно устанавливаются двигатели большей кубатуры (в основном 10 см3) с калильным зажиганием. Расход горючего у них довольно значительный - на 10 мин полета требуется 250-350 г. Возникает проблема подачи горючего для обеспечения бесперебойной работы двигателя, так как модель в воздухе должна выполнять различные эволюции и фигуры пилотажа. Значит, потребуется специальный, выработанный авиамодельной практикой бачок для горючего (рис. 73). Такой бачок делают обычно из пластмассового круглого флакона. Заборник горючего располагается у задней стенки бачка и представляет собой гибкий шланг, не твердеющий от горючего, на конце которого имеется грузик (12-15 г) с заборным отверстием. При такой конструкции бачка заборник в силу инерции следует за горючим, всегда находится в погруженном состоянии и обеспечивает непрерывное питание двигателя. На пилотажных моделях такие бачки устанавливаются по оси жиклера для того, чтобы столб горючего был одинаковый в прямом и перевернутом полетах и не влиял на режим работы двигателя. Но такой бачок - закрытая емкость, которая по мере выработки горючего должна заполняться воздухом. Для этого в бачке пилотажных моделей предусматриваются две дренажные трубочки - для прямого и для перевернутого полета. Одна из дренажных трубочек является заправочной, через которую бачок заполняется горючим без снятия его с модели. Если модель не предназначена для перевернутого полета, можно обойтись одной тренажной трубочкой, но тогда необходимо предусмотреть заправочное отверстие, плотно закрывающееся после заправки.

Часто моделисты не делают дренажных трубочек, а используют подачу через калиброванный штуцер незначительного давления от работающего двигателя или глушителя. Это создает в бачке с горючим небольшое, но постоянное избыточное давление, которое обеспечивает равномерное поступление горючего к жиклеру двигателя. В последнее время все чаще применяются насосы для подачи горючего из бачка к двигателю. Насосы пристраиваются к двигателю и работают от него, постоянно создавая небольшое избыточное давление на входе в жиклер. Это дает возможность очень точно регулировать режим работы двигателя, и давление не зависит от столба горючего в бачке, который можно расположить в любом удобном месте.

В радиоуправляемой модели имеет значение не только расположение двигателя, но и возможность изменения установки его, то есть возможность отклонения оси двигателя (винта) вниз и вправо. Для устранения разворачивающего действия винта приходится смещать ось вращения винта вправо при равном его вращении. А для того чтобы не изменять установочных углов крыла и стабилизатора при регулировках модели в полете, изменяют установочный угол двигателя, то есть отклоняют ось двигателя (винта) вниз.

Чтобы обеспечить такую возможность, часто делают специальные металлические подмоторные рамы, позволяющие изменять углы установки двигателя (см. рис. 73). Двигатель на таких рамах закрепляется неподвижно, а сама рама на установочных винтах может быть развернута в ту или другую сторону.

Рис. 73. Размещение бачка для горючего:
1 - бачок; 2 - моторама; 3 - резиновые шайбы; 4 - трубка для подачи горючего в мотор; 5 - дренажная трубка; 6 - заборник горючего с грузиком

Если двигатель на прототипе закрывался капотами, то на модели предусматривается также съемный капот (полностью или по частям), но он должен быть похож на капот прототипа и в то же время обеспечивать свободный доступ к двигателю и его агрегатам.

Нелишне еще раз напомнить об отводе выхлопных газов от двигателя и его обдувке для охлаждения. Хороший эффект создают выхлопные патрубки прототипа, когда на модели они используются по прямому назначению.

Крыло и хвостовое оперение при разработке и изготовлении радиомоделей требуют особой внимательности и точности. В отношении силового набора действует принцип подобия прототипу, описанный в разделе о кордовых моделях. Но особое значение приобретает весовая и аэродинамическая симметрия. Несоответствие профиля или установочных углов правого и левого крыла или стабилизатора, а также разница в их массе могут привести к тому, что не хватит рулей для нормального полета, все время могут появляться крен и тенденция к разворотам.

Не только фюзеляж, но и крыло со стабилизатором надо собирать на специальном стапеле или равной поверхности. Крыло и хвостовое оперение после обтяжки, покрытия и покраски не должны быть покороблены. При разъемном крыле предусматриваются легкие надежные разъемы системы управления, лючки для периодического осмотра ответственных мест в управлении. Если крыло отъемное от фюзеляжа, то рулевая машинка элеронов, как правило, устанавливается в крыле.

Наличие механизации на крыле (закрылки, щитки, предкрылки, убирающееся шасси и т.п.) требует дополнительных рулевых машинок, каналов управления и системы механизмом исполнения. Надо обратить внимание не только на разработку конструкции механизмов, но и на их аэродинамическое действие. Щитки, закрылки, предкрылки, шасси расположены симметрично на обеих половинках крыла, и работать они должны синхронно не только в чисто механическом, но и в аэродинамическом отношении, создавая одинаковые моменты, а это требует очень тщательного их изготовления.

Аэродинамическое несоответствие, даже при синхронном механическом исполнении, может создать такие моменты, которые невозможно будет исправить действиями рулей. Поэтому на радиомодели чаще приходится применять различные шаблоны и приспособления для точного изготовления и сборки двух одинаковых элементов. Так, при изготовлении набора крыла нервюры, кромки, лонжероны, законцовки и т.д. изготовляют обязательно попарно, одновременно для левого и правого крыла. При окончательной доводке собранного крыла желательно использовать шаблоны 4-5 сечений крыла по размаху для уточнения профиля. Поперечное V крыла и установочные углы по размаху крыла контролируются на стапеле (ровной площадке типа разметочной плиты) тоже по шаблонам.

В полете на крыло действует много сил - от подъемной до различных сил, вызывающих изгиб и скручивание. Крыло с большим размахом и удлинением может довольно значительно изгибаться. Необходимо обратить внимание на разнос грузов по крылу модели. Консоли не должны быть тяжелыми. Центр тяжести крыла должен быть как можно ближе к фюзеляжу. При тяжелых концах крыла, когда центр тяжести консоли смещен к концу, в силу инерции в полете может наблюдаться запаздывание в действиях элеронов при выводе из крена. Это наиболее важно для пилотажных моделей.

В бипланных схемах крыльев надо тщательно изготовлять узлы крепления различных стоек, подкосов, раскосов и расчалок. Хорошо, если узлы крепления позволяют регулировать эти детали по длине, исправляя перекосы и углы установки крыла.

Шасси радиоуправляемых моделей-копий должны быть более прочными, чем на кордовых моделях, так как посадки бывают более грубыми. Если на модели должно быть убирающееся шасси, потребуется дополнительный радиоканал и дополнительная рулевая машинка, непосредственно убирающая шасси или включающая специально сконструированный механизм уборки и выпуска. Механизм шасси должен очень четко фиксировать шасси в крайних положениях.

Конструктивно механизмы разнообразны и в основном подобны механизмам на кордовых моделях, но имеют и ряд существенных отличий. Если на кордовых моделях, механизм уборки включает дополнительная корда, то на радиомодели эту задачу выполняет радиоканал. По схеме исполнения условно можно выделить две наиболее распространенные системы. По одной из них, при наличии рулевой машинки с выходным усилием в 0,3-0,5 Н * т (3-5 кгс * см), шасси убирается непосредственно от рулевой машинки через систему тяг.

Когда усилий обычной машинки не хватает, ее задействуют как переключатель полярности электродвигателя специально сконструированного механизма уборки и выпуска шасси. В данном случае применяются малогабаритные низковольтные двигатели постоянного тока и к ним пристраиваются шестеренчатые редукторы, повышающие усилие на выходе до величины, достаточной для уборки шасси. Такая система гораздо тяжелее и требует размещения в модели дополнительного электропитания.

Если при выборе прототипа надо подумать о целесообразности выбора самолета с убирающимся шасси, учитывая большую сложность в изготовлении шасси и механизма уборки и значительную их массу. При неисправности и отказе механизма в полете затрудняется посадка и снижается оценка за полет.

Немаловажное значение при выборе прототипа имеет и схема шасси. Модели, у прототипов которых трехколесное шасси с носовым колесом, гораздо легче пилотировать на взлете и посадке, но у них сложная система уборки. Если у прототипа двухколесное шасси с хвостовым колесом или костылем, то модели имеют плохие капотажные качества, их труднее пилотировать на взлете и посадке, но зато у них менее сложная система уборки.

Колеса шасси у радиомоделей должны одинаково плавно и свободно вращаться на оси. Если одно из них притормаживает или располагается не по оси фюзеляжа, то выдержать прямолинейность движения модели на взлете и посадке невозможно, а иногда это может привести к капотированию и поломке модели. Система торможения колес на радиомоделях применяется редко, так как при довольно большой массе (до 5 кг) в малом газе двигателя (в пределах 2,5 -4 тыс. об/мин) модель спокойно стоит на месте. Если в этом появится необходимость, в аппаратуре придется выделить отдельный канал для системы торможения или выискивать другие возможности.

Большое значение, чем для кордовых моделей, приобретает система амортизации шасси. Конечно, можно ограничиться колесами-пневматиками (баллонами), но не будут лишним и амортизационные стойки хотя бы с пружинной амортизацией.

Многомоторность на радиомоделях - довольно проблематичный вопрос, хотя в последнее время появляются и многомоторные радиоуправляемые модели-копии. Проблема заключается в том, как предотвратить аварию при отказе одного или группы двигателей одной стороны. Такого вопроса не может быть для моделей, если имеющиеся на них два двигателя расположены тандемом - один впереди, другой сзади на фюзеляже. Но таких прототипов мало, большинство из них имеет двигатели на крыле. Когда двигатели синхронно работают в продолжении всего полета от взлета до посадки, никаких неприятностей нет. Но если отказал один двигатель, хватит ли рулей, чтобы удержать модель в прямолинейном полете, хватит ли реакции (времени) на то, чтобы успеть удержать модель на курсе?

По поводу рулей сомнений не должно быть, так как любой самолет рассчитан на возможный отказ двигателя, и рулей вполне хватит. Вот насчет реакции моделиста много неясно. Во всяком случае, когда такие ситуации происходили на практике, у моделистов не хватало времени, чтобы удержать модель в прямолинейном полете. По-видимому, здесь не обойтись без специального автоматического устройства, не только регулирующего синхронность работы двигателей, но и реагирующего на отказ одного или группы двигателей. Современное состояние электроники вполне позволяет создать малогабаритную следящую и регулирующую систему синхронизации работы двигателей.

Особые требования предъявляется к обшивке фюзеляжа, крыла и оперения. Дело в том, что радиомодели запускаются в полет в основном на площадках с травяным покрытием, при этом сухой травой часто повреждается обшивка. Поэтому поверх жесткой обшивки из пластин бальзы вся модель оклеивается или микалентной (длинноволокнистой) бумагой, или какой-либо тонкой и легкой тканью. Места мягкой обшивки тоже выполняются из ткани. Сейчас существует множество различных тонких и легких тканей, вплоть до синтетических, но прежде чем оклеивать ими, надо точно определить их усадочные и прочностные свойства, а также взаимодействие с клеем и растворителями. Точные характеристики ткани можно выявить путем экспериментальной обтяжки отдельных конструкций какой-либо старой или поломанной модели. Часто опытные моделисты применяют для обтяжки тонкую стеклоткань, приклеивая и обтягивая жесткие места на эпоксидном лаке (типа паркетного). Хорошо зарекомендовала себя ткань элсельсиор, но ее усадочные свойства сильно зависят от применяемого покрытия.

Здесь не затрагивается вопрос о том, какие типы радиоаппаратуры следует применять для управления моделями-копиями. За последнее время они появились в достаточном количестве. При расчете радиоуправляемой модели-копии надо хорошо знать возможности имеющейся аппаратуры. Сколько-нибудь серьезной модели-копии невозможно построить и тем более реализовать ее летные возможности, имея дискретную аппаратуру. Хотя простейшие такие модели в практике встречались и хорошо летали при большой натренированности "пилота", все же подобие полету прототипа не получалось. Самые широкие возможности предоставляет аппаратура пропорционального управления, которая позволяет управлять моделью по-самолетному.

По количеству каналов управления аппаратура может быть разная. Имея аппаратуру с 6-7 каналами, можно сделать очень сложную модель-копию. В практике изготовления и пилотирования моделей-копий известны случаи, когда для управления полетом и работой различной механизацией модели применялось два комплекта аппаратуры и пилотировали ее двое: один управлял полетом модели, а другой - механизацией.

Появление радиоаппаратуры дистанционного управления моделями все больше привлекает желающих заняться этим видом творчества и спорта.

В заключение следует отметить, что в разработке и изготовлении радиоуправляемой модели-копии нет второстепенных деталей. Все так же, как и в настоящем самолете, должно быть хорошо продумано. Радиоуправляемая модель самолета, как никакая другая, требует более точных расчетов по аэродинамике, массе прочности конструкции, так как она, как и настоящий самолет, наиболее полно зависит от многочисленных факторов. Поэтому человеку, не знакомому с основами аэродинамики и не умеющему сделать элементарные расчеты, трудно сконструировать и построить модель-копию самолета без серьезных ошибок.

 

Хостинг от uCoz