Назад

Оглавление

Дальше

 

Глава II

ВЫБОР ПРОТОТИПА И ЧЕРТЕЖ

3. Выбор прототипа

Постройка летающей модели-копии начинается с выбора прототипа для копирования. Но прежде чем выбрать прототип, следует ознакомиться с правилами проведения соревнований и техническими требованиями к этому классу моделей. Кроме технических требований необходимо четко знать программу демонстрации полета модели на соревнованиях и систему стендовой и полетной оценки, из суммы которых складывается общая оценка. Нужно наметить для себя цель, то есть определить, к чему следует стремиться в результате всего комплекса работы по изготовлению модели и участия в соревнованиях. Очевидно, что, впервые участвуя в соревнованиях, не следует ставить цель обязательно занять первое место.

Рисунок 2

 

 

При выборе прототипа или, точнее сказать, чертежа оригинала для копирования (рис.2) начинающие моделисты чаще всего руководствуются тем, какой самолет им больше понравился с первого взгляда. И, как правило, таким самолетом оказывается истребитель. Это, вероятно, вызвано тем, что в истребителе воплощены одновременно и изящество внешних форм, и стремительность полета. Но здесь кроется первая ошибка в выборе прототипа.

Что же должно служить критерием для выбора прототипа? Рассмотрим несколько основных положений, руководствуясь которыми можно более реально подойти к решению этой проблемы.

Первое - опыт и технические возможности. Под этим надо понимать опыт моделиста в постройке летающих моделей самолетов, опыт пилотирования их, имеющиеся возможности использовать станочное оборудование для изготовления отдельных деталей, наличие материалов, двигателя, радиоаппаратуры.

Второе - наличие документации по выбранному прототипу. Недостаточно иметь чертеж общего вида в трех проекциях. Необходимы еще и дополнительные чертежи, схемы и фотографии не только общего вида прототипа, но и его отдельных деталей и агрегатов. Чем подробнее чертеж и больше фотографий, тем точнее изготовленная модель.

Третье - оценка прототипа с точки зрения возможностей реализации летных характеристик. Здесь следует иметь в виду, что всякая модель ограничена определенными техническими требованиями к данному классу, которые необходимо учитывать, рассчитывая размеры модели, ее массу, тип и мощность двигателя. Вначале целесообразно сделать прикидочный аэродинамический расчет летных возможностей модели.

Для большинства моделистов можно рекомендовать довольно распространенный способ расчета с использованием статистики. Так, примерные размеры модели, потребный двигатель, радиоаппаратуру (для радиомоделей) можно определить по выборкам из периодической литературы по авиамоделизму. Из журналов выписывают данные этих моделей по размерах, массе, мощности и объему двигателя (двигателей) и, сравнив с выбранным прототипом, решают, в каком масштабе строить модель, чтобы уложиться в какие-то средние данные.

Моделисты могут воспользоваться опубликованными чертежами модели какого-либо самолета. Это облегчит их работу, так как чертеж модели уже апробирован. Но здесь есть одна особенность - чертеж модели самолета дает возможность судить о конструкции, но он не является документом для оценки модели на соревнованиях.

Четвертое - оценка выбранного прототипа с точки зрения сложности изготовления. Здесь еще раз выявляется и уточняется первое положение. Если начинающий моделист берется за изготовление модели-копии истребителя, бомбардировщика или даже современного спортивного самолета, имеющих сложную конструкцию, начиненных всевозможной механизацией (убирающееся шасси, закрылки, предкрылки, вооружение и т. п.), можно с уверенностью сказать, что не только не будет все это хорошо изготовлено, но и летные возможности не будут полностью реализованы.

Поэтому моделисту, впервые приступающему к постройке модели-копии, необходимо выбрать прототип более простой конструкции, без механизации и с летными характеристиками, близкими к характеристикам учебных и спортивных самолетов.

Моделистам, имеющим опыт постройки хотя бы не масштабных моделей, можно браться за изготовление и более сложных моделей. Однако и им необходимо учитывать еще одно - пятое положение: наличие механизации на выбранном прототипе и возможность ее реализации на модели. В данном случае на чертеже прототипа или в других представляемых документах должны быть чертежи или схемы механизации. Если, к примеру, выбранный прототип имеет убирающееся шасси, то необходимо иметь чертеж системы уборки шасси и всех ее механизмов. В идеале хорошо иметь на модели такую же систему, как и у прототипа, но не всегда это возможно реализовать ввиду слишком малых размеров деталей. Поэтому часто от принципа отходят. Вместо, скажем, гидравлической системы уборки шасси на прототипе делают электрическую на модели, сохраняя все внешние видимые конструктивные элементы. Таким образом можно поступить и с другими элементами механизации (щитки, работа вооружения и т.п.).

В результате оценки выбранного прототипа и своих возможностей моделист решает строить модель выбранного прототипа или обращается к оценке другого прототипа. Только после того, как моделист окончательно решит, какой прототип будет взят для моделирования, он приступает к изготовлению рабочего чертежа модели. Работа это очень трудоемкая, порой изготовление рабочего чертежа и шаблонов занимает почти четвертую часть всего времени работы над моделью. Небрежности здесь не должно быть места, так как ошибка в рабочем чертеже неизбежно приводит к ошибке в изготовлении модели, а исправление в уже частично изготовленной модели может оказаться и невозможным. Надо приучить себя к непреложному правилу: чем точнее и подробнее изготовлен рабочий чертеж модели, тем легче и быстрее она будет построена.

 

 

Хостинг от uCoz